Переходный возраст от ребенка ко взрослому несет с собой очень много перестроек: физиологических, гормональных, психических. И эти перестройки, пожалуй, самые серьезные за всю жизнь человека.
К слову, сами подростки не очень любят, когда их эмоциональные перепады оправдывают подростковым возрастом. Поэтому очень важно им разъяснить, что это определенный этап формирования, перестройки физиологии, психики, скелета, мозга. К этому нужно относиться со знанием дела, с пониманием, как взрослым, так и самим подросткам.
Эмоциональные качели — от нежности до агрессии, злости, раздражения — часто пугают и самого ребенка, поэтому тут надо стараться воздержаться от обвинений, помнить, что такие процессы не всегда поддаются контролю.
В этом возрасте ребенок сепарируется от родителей, рушатся авторитеты, социум становится более важным, и свои проблемы подросток скорее озвучит друзьям, чем взрослым. Таким же, как он — не владеющими определенной информацией и не умеющими эти проблемы решать. Жизненного опыта у юности мало, а вопросов очень много.
Поэтому тут очень важно, чтобы психолог занял роль старшего наставника, обозначил морально-нравственные нормы и одновременно поддержал бы, не осудил. Для подростков очень важно иметь собственное пространство, куда нет доступа родителям. Поэтому психологи нашего Центра договариваются с папами-мамами: если информация не угрожает чьей-либо жизни или здоровью, то все, что рассказал подросток на приеме, — остается в кабинете психолога.
Если есть что-то действительно важное, такое, что обязательно нужно сообщить родителям, то психолог договаривается с подростком, обсуждает с ним эту информацию, чтобы у того не возникло ощущения предательства. Конечно, рекомендации получают и родители — как себя вести, как реагировать, на что обращать внимание.
В подростковый период формируется очень много представлений о себе, и любое неосторожное слово может сильно повлиять на восприятие самого себя и отношение к самому себе. А это — фундамент для всей дальнейшей жизни.
Кроме того, не проработанный стресс приводит к проблемам с учебой, апатии, болезням (лишь бы не идти в школу и не сталкиваться там с проблемами, которые подросток не может решить). Так как осознанность не очень развита в таком возрасте, часто он не может даже озвучить, что не так, а сам весь на нервах, успеваемость падает, на это нужно обращать внимание однозначно. Работать в стрессе или негативном окружении и взрослым сложно, а подросткам еще сложнее.
Неразбериха дома, конфликт с одноклассниками или учителем — все это сильно выводит из строя. Оно может тлеть внутри, незаметно для окружающих, а потом — бах! — получается нервный срыв, неожиданный для всех. На первый взгляд ничего не случилось, а это просто накопительный эффект сработал. Выплеснулись проблемы, которые долго не решались.
Родителям важно поймать момент и вовремя предложить специалиста — на выбор ребенка или по их рекомендации. У современных подростков психотерапия — достаточно популярная тема, они охотно соглашаются на сеансы, им интересно узнать про себя и про коммуникации со сверстниками или взрослыми. И потом дети уже сами озвучивает запрос на сеансы — по мере необходимости, во время тупиковых для них ситуаций. Либо просто регулярно посещают специалиста во весь период формирования своей личности.
Как понять, что подростку пора к психологу? Если вы замечаете, что у ребенка подавленное настроение, он изолируется, у него падает успеваемость, нет желания общаться с друзьями — то не пускайте все эти процессы на самотек, пожалуйста.
Наши специалисты всегда готовы помочь.
Или позвоните +7 (8352) 22-61-22